Герой этого интервью, мастер спорта Виктор Фомичёв, — воспитанник мурманской школы хоккея с мячом.
Прежде, чем встать в четыре года на коньки, он освоил «ролики» и «рассекал» на них по квартире. А потом, уже с клюшкой в руках, вместе с другими мальчишками до позднего вечера гонял «мяч» на стадионе.
Выступал за «Мурман», «Водник» и дубль этих команд. Год отслужил в армии — ушёл на «дембель» в звании младшего сержанта запаса.
Минувший сезон Суперлиги для него, по сути, стал первым полноценным. О том, каким он был, а также о детстве, юности, «прелестях» армейской жизни, игровой карьере, переходе в «Строитель» и о многом другом мы и поговорили с новобранцем сине-белых.
Интервью с Виктором Фомичёвым завершает цикл материалов, знакомящих болельщиков в рамках проекта «Диалог» с пополнением сыктывкарской команды.
Выбор остался за хоккеем с мячом
— Виктор, как ты пришёл в русский хоккей, что поспособствовало выбору именно этого вида спорта?
— А выбора-то у меня особого и не было (смеётся – прим. авт.). Во дворе – стадион «Льдинка», там постоянно люди разных возрастов «гоняли мяч». Старшая сестра, Ольга, и наша соседка занимались хоккеем с мячом – тогда хорошая женская команда была в Мурманске. Вот и я стал играть.
Сначала занимался в отделении ДЮСШ-6, причём, разделения по возрастам у нас не было, все, от мала до велика, в «одной каше» варились. Первый тренер — Анатолий Васильевич Боровских.
— Сколько лет тебе было?
— Четыре года. Я сначала дома, по паласу, по линолеуму «гонял» на «роликах». Но хотелось играть в русский хоккей. Попросил Ольгу, чтобы записала меня в «дюшку». Она и привела меня в спортшколу, там мне выдали коньки на два размера больше, клюшку «подкопчённую» — пожар был, инвентарь пострадал…
Зимой допоздна, пока свет не потушат, на «Льдинке» катались на коньках и играли в хоккей с мячом, летом переходили на футбол.
Позже стал заниматься на стадионе «Строитель».
-То есть альтернатива-то всё же была?
— Можно и так сказать, но она появилась позже. Записался параллельно в футбольную секцию, дело тоже пошло. Дошло до учебно-тренировочного сбора в Швеции, я тогда уже учился в четвёртом классе. Но в Сыктывкаре начинался «Плетёный мяч» по 1995-у году рождения, поэтому пришлось делать выбор, он остался за хоккеем с мячом.
В восьмом классе стал выступать за «молодёжку». Тренер «Мурмана-2» Владимир Валерьевич Ладыженский «подтянул» в команду меня и моих друзей из «дюшки».
Сложно передать те ощущения, которые ты испытываешь, когда будучи мальчишкой, выходишь на одно поле со взрослыми. Игра намного быстрее, жёстче.
Ну, на следующий год главный тренер «Мурмана» Виктор Анатольевич Овдейчук, он был и директором нашей «дюшки», пригласил несколько человек, включая меня, в основную команду.
Прошли сборы, «землю», лёд, съездил с основной командой на ТС и международный турнир в Хапаранду (Швеция) – для меня это был первый выезд за границу, первый опыт. У нас два состава было, так что получилось поиграть, «понюхать», попробовать себя в деле.
В общем, всё складывалось нормально…
Здравствуй, юность… в сапогах !
— Почему тогда принял решение «сменить прописку»?
— А в тот же год Ладыженский повёз команду в Архангельск, на турнир по «детям» и там спросил у Игоря Викторовича Крапивина из «Водника-1997» (он ещё был тренером сборной России по моему возрасту), возьмёте, мол, посмотрите наших ребят? Коровин взял нас двоих. Мы сыграли за архангелогородцев зональный турнир, финал – получил предложение переехать в Архангельск. Согласился, поскольку видел перспективу.
Закончил девять классов гимназии, в Архангельске поступил в педколледж, на специальность «Физическая культура»…
— …и началась твоя самостоятельная жизнь. А как семья-то к этому отнеслась?
— Сестра поддержала. Маму, конечно, многие уговаривали меня не отпускать в другой город. Но, поскольку она работала проводником на железной дороге, мы с сестрой выросли вполне самостоятельными. Я и постирать сам мог, и еду приготовить. Уступила…
— Тааак, любопытно, к этому мы ещё вернёмся. Давай пока поговорим про Архангельск…
— А всё и там складывалось хорошо. Учился, играл за «Водник-1997», съездили на турнир в Норвегию, ближе к сезону нас с ребятами стали «подтягивать» в «молодёжку». Начался большой лёд, тренировались и с дублем, и с основной командой, «Водником».
Подошёл как-то ко мне тренер «Водника-2» Иван Николаевич Калинин, сказал: «Неси документы». Подписал юниорский контракт.
Отыграл сезон. В «межсезонку» снова из года в год привлекался на тренировочные сборы «Водника», на год на правах аренды съездил в Мурманск, стал серебряным призёром финального турнира Всероссийских соревнований по хоккею с мячом (Высшая лига) сезона 2017−2018 гг.. в составе «Мурмана».
Потом на пост главного тренера «Водника» заступил Николай Викторович Ярович, он стал «подтягивать» нас, игроков дубля, на игры «регулярки». Я вернулся из Мурманска, отыграл матчи с «Кузбассом», «Енисеем», «Волгой»…
И …ушёл на «срочку» в армию. Повестки вручили в прямо тренерской.
— Хочешь сказать, ты прошёл «учебку», жил в казарме, занимался строевой, «зубрил» устав, в общем, испытал на себе все «прелести» солдатской жизни?
— Ну, да (смеётся – прим. авт.), на общих основаниях, как говорится… Северный флот, 1-ая дивизия ПВО, полгода служил в Североморске (там и «учебку» проходил), столько же – в Архангельске.
Утром — «Рота, подъём!», дальше – жизнь по распорядку и в соответствии с уставом.
В Архангельске служил в части, которая находится в зоне ответственности 1-ой дивизии ПВО. Вот там уже стал ходить на «хоккейные» тренировки — пару раз в неделю нас с вратарем Даниилом Дорохиным отпускали покататься в «коробке».
На «дембель» я ушёл младшим сержантом запаса.
Вернулся в команду, сезон 2019-2020 годов в «Воднике», по сути, в моей карьере стал первым полноценным в Суперлиге. После армии было непросто, но «втянулся» и играл. В составе «Водника» стал серебряным призёром Кубка России — 2019.
— Профессиональный рост ощущаешь?
— Конечно!
— Самый твой лучший матч в игровой карьере – это…
— Он у меня ещё впереди…
— Кого из опытных партнёров по «Мурману» и «Воднику» можешь назвать своим «наставником», кто помогал?
— Всех и все. Это и тренеры, и игроки.
Проза и лирика
— Переходим к вопросам болельщиков ХК «Строитель». Почему Сыктывкар, а не Архангельск, где цели у команды намного выше?
— Всё прозаично: в команду пришли новые игроки, на позицию бортовика нас набралось аж четверо, игрового времени в новом сезоне у меня было бы мало, ну, и срок моего контракта истёк. Переговорили с Николаем Викторовичем (Яровичем – прим. авт.), подумали, что мне в этой ситуации делать. Затем состоялись переговоры с руководством «Строителя».
— «Почему в «Строитель», а не в родной «Мурман»? Боишься конкуренции?
— Предложений не было, но при этом быстро и успешно прошли переговоры по «Строителю». Захотелось начать всё с чистого листа, попробовать свои силы в другом клубе. Да и фигура главного тренера «Строителя», Павла Франца, в прошлом – легендарного хоккеиста, чьё имя на слуху – с давних времён, тоже «аргумент» в пользу моего решения о переходе.
Сразу скажу: в сборную страны, конечно, стремлюсь, но пока мне надо закрепиться в Суперлиге, набраться опыта и мастерства.
— Как приняли в нашей команде, как устроился? Какие проблемы есть на сегодня в спорте и быту?
— Хорошо приняли, команда молодая, почти все игроки — ровесники. Никаких проблем нет.
В Сыктывкара приехал со своей девушкой, Надей. Сняли квартиру.
Вместе мы шесть лет, с первого курса педколледжа, только я – «физрук» (сейчас ещё учусь в университете «Синергия», на юридическом), а она – учитель начальных классов.
Надя уже нашла здесь варианты трудоустройства. Скорее всего, пойдет работать в детский сад.
— Теперь снова к нашим вопросам. Какова была реакция семьи на переезд в Сыктывкар?
— Мама, конечно, была бы рада, вернись я в Мурманск, она ведь уже на пенсии, 40 лет жизни отдала железной дороге! Объяснил ей ситуацию, рассказал про перспективы — она согласилась с этим. Сестра была «за».
А Надя просто сразу сказала: «Поеду с тобой!».
— Твоя цель?
— Играть долго, стабильно, хорошо.
— Какой видишь свою карьеру в ближайшие годы?
— Не хочу загадывать. Как-то так получается, что планируешь одно, а выходит совсем другое. Например, хотел набираться опыта в Суперлиге, играя за «Водник», — оказался в армии.
Многое от обстоятельств ведь зависит…
— Теперь давай вернёмся к разговору о твоих кулинарных способностях. Придём к тебе в гости, чем угостишь? Яичница отпадает!
— Кулинаром я себя, конечно, не назову (смеётся – прим. авт.). Мама часто была в рейсах, наготовит перед отъездом, «набъёт» нам с сестрой едой холодильник, само собой, но мне хочется чего-то другого. Отбивных, скажем. Достану мясо – сделаю отбивные. Блинов напечь, оладушек – «влёгкую». Суп, кашу, омлет, мясные блюда…
— рыбные…
— Нееет, я не любитель рыбы. Если и ем её, то очень редко.
— Нууууу, тогда ты и не рыбак значит.
— Один раз всего был на рыбалке, после армии. На морской. Это класс!
— Так, завершая тему еды. Торт к нашему приходу испечёшь?
— Из готовых коржей – да.
— Проверим…А дома кто готовит, ты или Надя?
— В основном, у плиты на кухне стоит Надя. Но если она задерживалась вечером на работе, а я был уже дома, то приготовить ужин мне не составляло труда.
— Виктор, чем символичен № 46, под которым ты играл в «Воднике» и будешь выступать за наш клуб?
— Ничего за выбором этих цифр не стоит: в своё время пришёл в «молодёжку», дали футболку с этим номером, так и повелось – привык к нему уже.
В детстве играл под №13, на один сезон брал себе №51, поскольку Мурманск – 51-ый регион.
— Каков твой девиз по жизни?
— Всё, что ни делается, то к лучшему.
— Скажи несколько слов нашим болельщикам…
— Болейте за РУССКИЙ ХОККЕЙ!
Беседовала Татьяна Карпова
Фото Алексея Карпова и из архива Виктора Фомичёва
Предыдущие интервью с новобранцами ХК «Строитель»:
Евгений Неронов: «Я очень признателен и благодарен своим родителям!»
Алексей Селиванов: «Не надо заглядывать в паспорт игрока – смотрите его игру на поле»
Антон Тихвинский: «Никогда не стоит падать духом…»
Денис Горячев: «Каждый матч запоминается по-своему»
Алексей Ничков: «Русский хоккей запал мне в душу с детства»
Денис Лапшин: «Строитель» — это новый этап в моей спортивной карьере»
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.